Заботиться о планете — вне всякого сомнения, круто. Сортировать мусор, не покупать лишнего пластика, искать одежду в секондах и сдавать старые вещи в переработку. Я придерживаюсь этих правил не один год. А когда порой изменяю своей экофилософии, чувствую вину.
Как я пришла к экологической осознанности
Около пяти лет назад я начала покупать одежду в секонд-хендах. Из соображений экономии и качества, которое выигрывало у массмаркета. Чуть позднее я погрузилась в экоповестку и узнала, что «быстрая» мода — одна из самых грязных отраслей экономики. Фабрики одежды выбрасывают в атмосферу тонны отходов. Так я укрепилась в правильности своего выбора пореже ходить в торговые центры.
Чуть позднее я решила не покупать лишний пластик. Стала носить с собой термос для напитков навынос и шопер для супермаркета. Примерно тогда же заменила одноразовые средства гигиены менструальной чашей. Оказалось, тампоны и прокладки тоже содержат пластик. Он может разлагаться до 500 лет, попадать в водоёмы и желудки рыб и птиц. С 2022 года я сортирую мусор. Каждую неделю раскладываю накопившуюся пластиковую тару по категориям и отправляю в специальные контейнеры. Мне нравится идея реюза. В год человечество производит сотни миллионов тонн пластика. Почему бы не дать ему вторую жизнь? То же самое с одеждой, которая пришла в негодность. Раз в полгода я освобождаю свой шкаф от ненужного. То, что нельзя отдать на благотворительность, тоже пойдёт на переработку.
Мясо я не ем около четырёх лет — по этическим соображениям. Это мой личный отказ от спешисизма — когда один биологический вид считают более достойным жизни, чем другой. В обществе существует негласная иерархия. Мы не едим домашних питомцев (кошек и собак), но употребляем в пищу мясо коров и свиней. Мне хотелось от этого уйти.
На первых порах я чуть ли не маниакально следовала правилам.
Не покупала напитки в одноразовой посуде навынос, даже если забывала с собой термос. Могла пройти несколько километров до ближайшего контейнера с пластиком — возле моего дома его не было. Упорно искала нужные вещи на свопах, в секондах и на блошиных рынках — даже если процесс растягивался на недели.
У меня вошло в привычку осуждать тех, кто ведёт «неэкологичный» образ жизни. Мысленно закатывать глаза, глядя, как окружающие спокойно выкидывают пластиковые отходы в мусоропровод. Или как закупают одежду в массмаркете и выкидывают ненужную. Какой кошмар, вы копаете нам всем могилу!
Как моя осознанность стала менее радикальной
Однажды я обнаружила, что ругаю себя, если забываю взять с собой шопер или многоразовый мешок для овощей и фруктов. Не просто отмечаю: «Ну да, забыла», а сильно злюсь. Иногда настроение портилось на весь день.
Параллельно у меня обострилась депрессия. Я страшно выгорела на работе. Стало не до походов по классным секонд-хендам и нормальной сортировки пластика. Мне вообще было ни до чего, даже базовые вещи вроде сходить за продуктами или помыть голову давались с трудом. В какой-то момент я махнула рукой почти на всё, включая прежние экопривычки. Покупала каждое утро перед офисом какао в одноразовом стаканчике навынос. Не глядя брала с полок магазина еду, упакованную в десяток слоёв плёнки. Как-то съела в университетской столовой салат с мясом, не заметив состава.
Дальше случились походы к психотерапевту, где мы бесконечно долго вытаскивали меня из «ямы». Помню, как я жаловалась, что совсем перестала делать привычные вещи — в том числе заботиться о природе. И что чувствую себя виноватой. Постепенно пришла к тому, что это нормально. В нестабильные периоды все наши силы брошены на выживание. Энергии на что-то, помимо него, не остаётся. Если какао в стаканчике и готовая еда в плёнке помогали мне держаться в сложный период — не нужно себя за них корить.
Как я живу сейчас
Выйдя в ремиссию, я вернула себе большую часть экопривычек. Теперь, когда я чувствую себя устойчиво, сортировка мусора не отнимает силы. Наоборот, это приятный ритуал, который здорово заземляет. Как и готовка вегетарианской еды, и поиски одежды в секондах. Это своеобразное маленькое напоминание: жизнь идёт по плану, всё в порядке.
Однако теперь, если я, к примеру, забываю положить в сумку термочашку, без угрызений совести могу купить напиток в одноразовом стаканчике. В длительных поездках не пользуюсь менструальной чашей, если её негде обработать. Из-за брезгливости мне некомфортно менять чашу в общественных туалетах. На выручку приходят удобные в таких случаях тампоны.
Речь идёт о моём психологическом благополучии — и я выберу его.
Если стаканчик какао сделает мой день чуть лучше, я куплю это какао. Если тампон позволит мне не переживать о страшных микробах — то я предпочту его.
Не скажу, что полностью избавилась от чувства вины. Иногда внутренний голос будто ворчит: «Ты подводишь планету». У меня всё ещё сложное отношение к массмаркету. Я всё ещё не понимаю тех, кто полностью игнорирует экологические проблемы.
Однако я точно стала меньше осуждать других. У них могут быть свои причины не следовать экопривычкам, которые мне кажутся естественными. Человеку в депрессии бывает сложно просто вынести мусор — не говоря о сортировке. Кто-то живёт в небольших городах и посёлках, где нет раздельных контейнеров для отходов. В конце концов, кто-то не сортирует мусор вовсе не потому, что безответственный и равнодушный человек. Может, он сутками работает, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Тогда вряд ли экологическая осознанность — первая в списке его приоритетов.
Год назад я участвовала в оксфордской зимней школе по изучению глобального изменения климата. Занятия вели преподаватели и активисты со всего мира. Мы обсуждали экоповестку с разных сторон. Разбирались, как происходит глобальное потепление, какие законы регулируют климатические вопросы. Что лично мы можем сделать для того, чтобы не так сильно вредить планете. Выяснилось интересное: львиная доля вины за плохую экологию лежит на корпорациях. Это они выбрасывают в атмосферу те самые миллионы тонн токсинов. Они используют «зелёную» повестку, чтобы отвлечь внимание от ущерба планете. Неудивительно, что на Западе часто критикуют так называемую «Большую нефть» и регулярно подают на неё в суд.
Мощные нефтяные компании с гигантским углеродным следом перечёркивают усилия конкретного экологически осознанного человека. Их силы неравны.
Это не значит, что нужно «повесить» всю ответственность на корпорации и со спокойной душой забросить полезные привычки. Посильный вклад важен — даже если это «всего лишь» многоразовая бутылка для воды и авоська вместо целлофанового пакета. Когда я по старой памяти начинаю ругать себя за якобы «недостаточные» усилия, помогает посмотреть по сторонам. Вокруг полно людей, которым совершенно плевать не то что на сортировку отходов — а в целом на чистоту. Если мы делаем хотя бы что-то, мы уже молодцы. Значит, нам не всё равно.
Читать далее →
Свежие комментарии