Существует очень много обманных трюков, которые не всегда может раскусить даже самый критически настроенный человек. Но герои этой подборки не из их числа!
1. «Было ясно, что никакой таксой она не станет»
Лена
Столкнулась с мошенничеством на сайте объявлений.
История произошла в 2019 году. Мы искали щенка на сайте объявлений. У нас не было требований к породе. Мы не планировали с ней ходить по выставкам.
Но брать пса из приюта боялись. Нужен был щенок, который в детском возрасте подружился бы с нашими кошками. Плюс мы хотели, чтобы собака выросла не очень большой. С маленькой проще управиться! Да и она не будет пугать своим видом других питомцев.
Выбор пал на таксу. Мы нашли продавца и начали с ним переписку. Коммуникация подозрений не вызвала. Нам прислали фотографии и мамы‑собаки, и её щенят. Ехать пришлось в другой город.
Женщина, с которой мы встретились, тоже не вызвала больших подозрений. Единственное, меня смутило то, что она сказала: «Щеночков я вынесу. К маме‑собаке мы заходить не будем, чтобы она не пугалась». То есть, возможно, их родила совсем не такса, а собака другой породы.
Тем не менее все щенки были милые. Мы выбрали одного, который нам больше приглянулся. Заплатили за него 6000 рублей, что считается очень низкой ценой. Но мы подумали — для породистой собаки без документов это нормально.
Когда прошло 3–4 месяца, я заметила, что щенок становится слишком высоким. Супруг попытался успокоить меня: «Да нет. Наверное, они все в подростковом возрасте такие. Потом станет таксой».
Но через полгода стало ясно, что никакой таксой она не станет. Мы не расстроились из‑за этого — просто посмеялись над собой. Было как в мемах: «Мы спросили, мошенники они или нет. Они сказали — нет».
Заводчиков мы никак не стали наказывать, не пытались с ними связываться. Наверное, единственное, что мне хотелось бы у них узнать: «Какой породы была другая собака, гены которой смешались с таксой?»
2. «Грязный маркетинговый ход»
Ольга
Столкнулась с мошенничеством в сфере коммунальных услуг.
Месяц назад мне прислали до ужаса липовую платёжку на смену счётчиков. На ней не было данных как на обычных квитанциях: ИНН, КПП, ФИО плательщика. Только адрес. QR‑код тоже никуда не вёл. Кроме того, платёжка была не от муниципального водоканала — основного поставщика услуги, а от какой‑то другой фирмы. В интернете мне не удалось найти достаточно информации о ней.
На лицевой стороне значилось: «Повторное извещение» — видимо, для устрашения. В тексте было много ошибок, бумажка выглядела нелепо. Ещё удивило, что во время тотальной экономии использовались цветные чернила.
Пример квитанции, отправленной мошенниками. Фото предоставлено Ольгой.
Как оказалось, это очень распространённый развод. Мошенники рассчитывают, что человек забеспокоится, позвонит по указанному телефону, и ему навяжут замену счётчиков, хотя такой нужды ещё нет.
5 лет назад так развели бабушку моего друга. Они не перепроверили информацию и заплатили значительно больше — 14 000 рублей вместо 7000, которые могли бы отдать водоканалу. Хотя работа по замене счётчиков была выполнена нормально.
Я понимаю, что это просто очень грязный маркетинговый ход — компания пытается привлечь клиентов с помощью дезинформации и запугивания. Договор на оказания услуг заключается официально и добровольно, а работа выполняется качественно. Но всё-таки полуправда — тоже обман.
3. «Меня отпустят, если ты заплатишь»
Елена
Столкнулась с телефонным мошенничеством.
Был 2007 год. Я поднимаю трубку стационарного телефона и слышу сдавленный мальчишеский голос: «Мама. Ма‑моч‑ка», — в голосе отчаяние, чуть ли не плач, — «Я человека сбил. Меня отпустят, если ты заплатишь. Тебе сейчас скажут как. Срочно. А то меня посадят».
До этого я смотрела передачу о мошенниках, в которой предупреждали о подобном. Сын у меня действительно есть. Правда, на тот момент ему было 13 лет, он находился с отцом на даче, и ни о каком автомобиле речи идти не могло. Поэтому мошенников я раскусила сразу.
Ответила им бодро и громко: «Сынок! Скажи, как тебя зовут? Как меня зовут? Что у тебя за автомобиль?»
В трубке раздались гудки.
4. «Спросили, не хотим ли мы заняться борьбой»
Вячеслав
Столкнулся с кражей и интернет-мошенничеством.Ходили с друзьями в бар. Около 5 часов утра мы, изрядно подвыпившие, вышли покурить.
Внезапно рядом материализовались два парня и попытались завести с нами диалог. Наверное, в обычной ситуации мы бы не были склонны к такому общению. Но алкоголь снизил нашу бдительность.
Несколько раз они поинтересовались у нас, сколько сейчас времени. А потом спросили, не хотим ли мы заняться борьбой: «Такие здоровые ребята!» Один из них даже решил продемонстрировать приём.
Я подумал: «Интересно». Наверное, сейчас сделает сальто или что‑то подобное. Попросил показать. Тот подошёл ко мне, попытался поднять. Ничего не вышло. И тут они резко пустились в бега, без единого слова.
Мы не поняли, что произошло. Было просто весело и забавно от такой неожиданности. Однако потом я обнаружил, что у меня пропал телефон. Я понял, что в этом замешаны борцы из бара. Наверное, они несколько раз спрашивали время, чтобы понять, в какой карман я кладу свой iPhone. Его сразу выключили. Найти через приложения типа «Find my iPhone» не получалось.
Уже дома, на официальном сайте Apple я отметил телефон как пропавший. Но с момента кражи он не включался, так что в этом не было смысла.
Одно из сообщений, отправленных мошенниками. Скриншот предоставлен Вячеславом.Затем мне начали приходить фишинговые сообщения, ведущие на сайт‑клон iCloud. В них говорилось, что мой телефон найден. Нужно только авторизоваться в учётной записи, чтобы его забрать. Видимо, мошенники хотели получить мои данные, чтобы отвязать устройство от iCloud и продать его.
Письма приходили в течение полугода. Телефон так ни разу и не поймал сеть.
5. «Крест даю»
Александра
Столкнулась с телефонным мошенничеством.
Как‑то раз позвонили по Viber из «Центрального банка». Мужчина представился сотрудником МВД. Сказал, что к ним поступило обращение о странных финансовых операциях, совершаемых через мою карту.
На тот момент я слышала много историй про «звонящих из банка», так что удивления не было. Я понимала, с кем общаюсь. Можно было бы повесить трубку, но мне захотелось посмеяться над этими мошенниками.
Сказала «сотруднику МВД»: «Да вы что?». Он в ответ: «Крест даю». Мы оба посмеялись, пожелали друг другу хорошего дня и повесили трубки.
Второй раз был похожий случай. Я тогда только выходила с занятия, поэтому моя бдительность была не на высоте. Сначала со мной общалась девушка, а потом она быстро перенаправила звонок на мужчину. Он был хамоватый, непробиваемый женским обаянием, сильно давил. Тогда я просто повесила трубку.
Ненадолго почувствовала себя нашкодившим котёнком. Благо, психотерапевтические практики помогли быстро переключиться.
Могла бы дать такие советы:
Важно помнить, что сотрудники банков и МВД редко звонят с обычных номеров.
По телефону у вас никогда не будут узнавать личные данные.
Мошенники играют на спешке. Не принимайте решения, исходя из тревожного состояния. Побудьте медлительным ленивцем из «Зверополиса».
Помните, что никто не вправе разговаривать с вами грубым тоном.
Читать далее →
Свежие комментарии